…Те
гностики, которые практиковали более
рациональный подход к этому вопросу,
говорили, что само существование низших
миров должно означать цель, которую
имел в виду Верховный Творец. Сомневаться
в Его суждениях значило бы впасть в
смертельную ошибку. Церковь, однако,
самодовольно приписала себе удивительное
право поправлять Бога в этом отношении,
потому что там, где это было возможно,
она практиковала целибат, что приводило
к резкому возрастанию числа невротиков,
В Мистериях целибат практиковался теми,
кто достиг определенной степени духовного
развития. Когда же целибат рекомендуется
для всей массы непросвещенного
человечества, это становится опасной
ересью, фатальной как для философии,
так и для религии. Точно так же, как
фанатичное христианство клеймило
каждого еврея за распятие Иисуса, так
с равной злобой преследовался женский
пол. В оправдание Евы философия говорит,
что аллегория просто означает, что
человек искушаем его эмоциями и потому
отступает от правильного пути разума.
Многие ранние отцы церкви пытались
установить прямое соотношение между
Адамом и Христом, тем самым отрицая
греховную природу общего человеческого
предка, поскольку совершенно ясно, что,
когда Св. Августин уподоблял Адама
Христу и Еву церкви, он никоим образом
не имел в виду, что этот институт привел
человека к падению. По некой необъяснимой
причине, однако, религия всегда считала
интеллектуализм, а на самом деле всякое
познание, фатальным для духовного роста
человека. Невежественные монахи являются
показательным примером такой позиции.
В этой ритуальной драме, происходившей, возможно, от египтян, Адам, изгнанный из Садов Эдема, философски представляет человека, изгнанного из сферы Истины. Через невежество пал человек. Через мудрость получил он искупление. Сад Эдема представляет Дом Мистерий (см. Видение Еноха), посреди которого росло Дерево Жизни и Дерево Познания Добра и Зла.
Человек, изгнанный Адам, хочет выйти из внешнего Святилища (внешняя вселенная) в Святая Святых, но перед ним поднимается страшное создание, чертящее сверкающим мечом широкий круг, через который «нет пути», и Адам не может переступить его.
Херувим так обращается к ищущему выхода: «Человек, из праха ты вышел и в прах уйдешь. Ты был создан Строителем Форм, ты принадлежишь сфере формы, и дыхание, вдохнувшее в тебя душу, было дыханием формы, и, подобно пламени, оно угаснет. Большим, чем ты есть, ты быть не можешь. Ты обитатель внешнего мира, и тебе запрещено входить во внутренний круг».
И Адам отвечает ему: «Много раз стоял я перед этим местом и просил дозволения войти в Дом Моего Отца, и ты всякий раз отказывал мне в этом и посылал меня снова скитаться во тьме. Истинно, что я вышел из праха и что мой Творец не дал мне бессмертия. Но ты не можешь больше отсылать меня во мрак, потому что, скитаясь там, я открыл, что Всемогущий предписал мне спасение, послав наиболее Скрытого Тайного Своего Единственного Отпрыска, который взял на себя мир, созданный Демиургом. На элементах этого мира Он был распят, и из Него пролилась кровь моего спасения. И Бог, войдя в свое создание, оживил его и установил путь, который ведет к Нему. Хотя мой Творец не дал мне бессмертия, бессмертие зиждется в каждой пылинке, из которых я состою, потому что до того, как был создан мир, и до того, как Демиург стал Регентом Природы, Внешняя Жизнь проявилась на лице Космоса. Это ее знак — Крест. Неужели ты отказываешь войти мне, кто познал тайну самого себя?»
И голос ответил: «Тот, кто познал и осознал, ЕСТЬ! Узри!»
Осмотревшись вокруг, Адам обнаруживает себя в залитом светом месте, посреди которого стоит дерево со свисающими с ветвей драгоценными камнями, увенчанное пламенем, обвитое змеем с диадемой из звезд. То был голос змея.
«Кто ты?»- спросил Адам.
«Я,— ответствовал змей,— Сатана низвергнутый; Я Враг — Повелитель, который против тебя и который призывает к твоему уничтожению перед Вечным Судом. Я стал твоим врагом с того самого дня, когда ты был сделан; это я вводил тебя в искушение, это я доставил тебя в руки зла; это я оклеветал тебя; я все сделал для того, чтобы ты исчез. Я страж Древа Познания, и я поклялся, что никто, кого я ввел в заблуждение, не вкусит его плодов».
И Адам ответствовал: «Многие века я был твоим слугой. В невежестве моем я слушал твои слова, и это привело меня на стезю печали. Ты заронил в мой ум мечту о власти, и борьба за обладание ею привела меня лишь к боли и печали. Ты посеял во мне семена желания, и, когда я взалкал вещей из плоти, я получил лишь агонию. Ты послал мне ложных пророков и внушил ложные мысли, и, когда я в мучительной борьбе осознал величие Истины, я понял, что твои законы ложны. Я разделался с тобой навечно, о искусный Дух. Я устал от твоего мира иллюзий. Я больше не тружусь в твоем неправедном винограднике. Прочь от меня, искуситель, вместе со всем сонмом искушений. В исповедуемых тобой ненависти, эгоизме и страсти нет ни счастья, ни мира, ни добра, ни будущего. Я отрицаю твои ценности. Твое правление кончено во веки веков!»
И змей ответил: «Смотри, о Адам, природу Врага!». Змей исчез в сиянии лучей света, и вместо него заступил ангел в сияющих одеждах с красными крыльями, простертыми от одного края неба до другого. Устрашенный и потрясенный, Адам пал перед божественным созданием.
«Я Повелитель, который перед тобой, и я твое спасение, — продолжал голос,- ты ненавидел меня, но через века ты благословишь меня, потому что я вывел тебя из сферы Демиурга. Я повернул тебя против иллюзии мира, я отучил тебя от желания, я пробудил в твоей душе бессмертие, свойственное мне. Следуй за мной, о Адам, потому что я — Путь, Жизнь и Истина!».
Из книги Мэнли П. Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии»
Комментариев нет:
Отправить комментарий