среда, 21 августа 2019 г.

Утро вечера мудренее.

Все-таки, совокупный опыт человечества может так рафинироваться, отсекая лишнее, несущественное, что выражается как резюме в лаконичной форме. В частности, в поговорках.
Ну, действительно, человек засыпает вечером, мучимый поиском решения задачи, которое не может найти. Во время сна слабеют защитные барьеры, узкая колея, по которой шел поиск решения, опадает, делая доступным взгляду широкое поле возможностей и связей, и становятся видимы пути решения, из которых сознанию предлагается оптимальный вариант. Инсайт. Утром человек просыпается, еще не скованный привычными стереотипами и психологическими барьерами, еще без жесткой формы своего рисунка личности с узкой щелью мировоззрения, налегке с готовым решением. Вау.

Св. Исаак Сирин в одном из писем своему молодому коллеге тоже писал, перефразируя на современный язык — не нагнетай, не бери на себя груз больший, чем ты сейчас способен поднять, не пытайся соответствовать придуманным тобою же идеалам и схемам, ломая себя — можешь сломать так, что не подлежит восстановлению. Не идет — ляг поспи. Да, побуждать себя надо, но, как в любом деле, осмотрительно. Слушая Дух и движение собственных соков.
Есть более углубленный вариант. И более драматичный, готовый легко соскользнуть в трагедию. Он учитывает ночь. Ночь и не локальную сиюминутную задачу, а целый отрезок пути, комплекс причин и следствий, решений и отказа от них, приводящих к состоянию, которое св. Иоанн де ла Крус назвал темной ночью души, а нынешние психологи, со своей стороны, «разжевали до деталей», сделав доступным в теории прочтения и профанному сообществу, далекому от таких состояний и их причин.
Мы, люди, включая углубленных практиков, можем выдвигать собственные гипотезы о причинах, о механизмах, этимологии, о путях выхода и т. д., но это все равно останется гипотезой. Пусть стройной и вроде бы убедительной для многих, но практик не может исключать из цепочки рассуждений Того, чья это Игра. И никого не посвящают в ее тонкости. Это Его Игра и больше ничья. Поэтому, всегда есть «коэффициент» в уравнении, значения которого не знает никто. Его можно назвать случаем или еще как — не суть важно, важно, что ты никак не можешь на это повлиять. И масса этого коэффициента может многократно перевешивать все прочее уравнение. Но мы об этом не знаем. И даже это, о чем сейчас говорю, — тоже допущение, тоже гипотеза. Поскольку, проходя это состояние, человек идет впотьмах, часто, будучи уверенным, что вовсе обездвижен до потери пульса. Сознание не фиксирует ничего вовне. А выйдя (с Божьей помощью), как обычно, строит свои логические гипотезы постфактум — сочинение по обрывкам воспоминаний, чаще эмоционального свойства, нежели разумного.
Как у природы есть своя сезонность, синусоида, так и в любой практике она присутствует. Бывает весна — когда открываются перспективы, двери, о существовании которых и не подозревал или которые были закрыты доселе, тебя проводят по путям, дающим тебе новые знания, впечатления, возможности, горизонт сияет перспективой и радостью. Потом наступает лето, когда приобретенное, посеянное весной, прорастает, укореняется, устанавливает связи, ощущение стабильности и непрерывности, уверенности. Потом осень, когда все приносит плоды, внезапно раскрывается в мгновение, высыпая перед тобой кучу вариантов возможностей будущего, с чем еще предстоит, уверенность видится не пустой, а вполне оправданной, радость и ликование... а потом бумс — поздняя осень, низкое небо, солнце скрыто за плотной завесой черных туч, ветер хлопает створками окон, хлопая мокрыми занавесками и роняя горшки с цветами на пол... а дальше — зима. И ее надо пережить. Не просто пережить в линейном времени, а пройти, не потеряв ни себя, ни пути. Ночь. Безлунная и без единой звезды. Густая липкая тьма. Настолько плотная, будто тесные стены, потолок, от которых глухо без эха отражается все. Просьба, призыв, молитва, заклинание, крик, вопль — всё...
И, если поначалу, первый всплеск эмоций сознание пытается обуздать — да ладно, все проходит, впереди рассвет весны, не суетись. То постепенно, человека все больше затягивает в эту воронку — проходит неделя, месяц, а ничего не происходит, все глуше и глуше, запас ресурса опустошается, и в эту высвободившеюся пустоту сначала туманом, потом липкой жижей, заполняя лакуны, заходит ночь, тьма.
И не важно, что было до того. Сколько свершений, какой высоты, от твоей уверенности не остается и следа, да ни от чего уже не остается, только выжить.
И только где-то глубоко-глубоко внутри живет звезда. Блеклый блеск ее луча иногда пробивается через ночь, но любая попытка «поймать эту птицу за хвост» и следовать за ней к выходу, к свету, свободе, радости, обречены.
До тех пор, пока ты настолько не опустошишь себя, не спадут все надуманные ранее, такие стройные схемы, формулы, убеждения, самодовольство твоей причастности, самомнение и самоуверенность, что все схвачено, ты, считай, земная ось, ты можешь приказывать — и исполнят, требовать — дадут, устанавливать свое — не разрушат.
Ведь, когда получается задуманное, желаемое, никто не анализирует и не обращает внимание на косяки, а заметив, не придает значения — все ж получилось, победителей не судят, но никто не совершенен. И рано или поздно, а отчет дать придется.
И среди этой ночи, которая кажется нескончаемой, когда в тебе уже не осталось почти ничего, никакой надежды, вдруг, по случаю, все происходит, будто ты и не в ночи, а в «бабьем лете» — спокойный голос, который всегда и неотступно рядом, не взирая, что отдалился ты, тоном «между прочим», будто ничего не происходит…
И ты начинаешь прорастать из глубин земли, все более и более набираясь сил — скорее ввысь, туда, где солнце и жизнь, радость и свобода, пути и решения, ошибки и свершения. Слава тебе, Господи. Да, я не совершенен, но Ты совершенен, восполни мою неполноту Своим изобилием.
Рассвет.
Почему я говорю, что «Танец Шамана» — взрослая колода, требующая своего подхода? Потому что она прошла и провела других, кто был рядом, через все сезоны. А кого-то еще ведет. Она проходит и через ночь, но всегда держит Звезду.
Если привык относиться к магическим артефактам как к украшениям своего тщеславия, то и сама колода покажется Ночью. Это его, Шамана, экзамен на принятие соответствий.
Но если открыт и верен… «будьте как дети» ведь не означает «быть неразумным и глупым». Твои действия могут восприниматься окружающими как глупые, но другие увидят то что лежит в фундаменте и примут. Это как Глупец в конце колоды, а не в ее начале — формально такой же оборванец с глупой улыбкой, но содержание совсем иное, чем в начале пути — это уже не потенция и неясное влечение, это уже плоды и путь.

2 комментария:

  1. Это страшно читать,и потом остается этот страх- откуда известно Мастеру мое сегодняшнее состояние?Почему ЭТО написано именно сейчас,когда я,как полумертвая и замерзшая птица ,готовлюсь " к отлету"? Это шок.Как?Откуда Дар этот у него знать про Все?Да и про всех нас?Все просто- он Мастер.Он апостол.Но не Боговидец напрямую,как те,он Посланный к нам всем,и к каждому из нас по отдельности,чтобы утверждать в вере и служении,чтобы учились мы Читать и Понимать не сразу понятные вещи,учились думать о прочитанном,а после и жить,немного,самую чуточку,но уже легче,уже живее все становится.Вот как он и писал,Мастер этот- ночь закончилась,и появился первый отблеск солнечного луча.Надежда возвращается.И все,что написано здесь- все верно.Ибо Святым Духом живится душа Мастера этого.Спасибо!Здорово!Значит,будем жить!

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить